Реализация регионального проекта Предшкола: стандарт детского сада»
Главная цель проекта — обеспечить преемственность между детским садом и школой и вовлечь родителей в образовательный процесс в детском саду». А также в рамках проекта дети старших и подготовительных групп детского сада будут обучаться на современном инновационном оборудовании.
Одной из важнейших задач системы Pre-school выстраивание преемственности дошкольного отделения и школы. Воспитатель и школьный учитель, по задумке инициаторов проекта, должны работать сообща, как партнеры.
«То, на что направлена образовательная программа дошкольного образования, должно учитывать потребности современной школы, поэтому работа детских садов и школ будет очень плотно связана в данном проекте».
Плотное партнерство между детским садом и школой будет проходить в формате взаимодействия воспитатель-учитель; воспитанник-ученик, то есть учителя начальных классов будут проводить занятия для дошколят, а воспитатели будут посещать уроки в начальной школе для взаимообмена опытом для объединения программ начальной школы и дошкольного образования. Также будет организовано шефство от школьников. Такая работа поможет малышам лучше подготовиться к обучению в начальной школе.
Учебный график проекта
Увлекательная математика
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.
В рамках проекта проходили тематические недели «Удивительная математика». Были проведены различные мероприятия среди воспитанников детского сада с привлечением родителей. Все мероприятия направлены на закрепление полученных знаний по математическому развитию дошкольников, навыков и вовлечению родителей в образовательный процесс.
Были проведены развлечения с воспитанниками детского сада по темам: «Веселая математика», «Давайте поиграем», «Знайкины задания», математический КВН «В поисках цифр», шашечный турнир «Юные математики», шахматный турнир «Мы самые сообразительные», викторины «Математический калейдоскоп» и «Умники и Знайки», встречи с интересными людьми «Кресло гостя» и сладкий вечер «Поможем Незнайке принять гостей».
Совместно с родителями проведено «Квест- путешествие в страну математики», конкурсы «Лучший математический кроссворд для дошкольников» и лучший лепбук «Удивительная математика», фотовыставка «Изучаем математику дома», мастер-классы для на тему: «Развивающие математические игры своими руками» и «Играем с детьми в математиков дома».
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Экспериментируем с живой и неживой природой
Любопытные и деятельные, дети осваивают мир всем своим существом, буквально впитывая его. Едва овладев устной речью, они обнаруживают во взрослом мире письменность. Отныне она станет неотделимой частью всех детских игр и «важных дел». Остается вопрос: как заложить основы грамотности? Очевидно, что единственный органичный способ — привнести знание в их детское жизненное пространство, в игру. То, что для ребенка — захватывающее занятие, для педагога — прекрасное поле для развития у детей коммуникативных навыков, расширения их словарного запаса, первых упражнений в чтении и письме.
В детском саду экспериментирование проводится не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в рамках проектной деятельности, что позволяет вовлекать родителей воспитанников в образовательный процесс.
В группах младшего дошкольного возраста дети знакомятся с объектами неживой природы: дети знакомятся со свойствами воздуха, воды, изучают свойства знакомых материалов – бумаги, древесины, ткани, глины. В рамках проектной деятельности проведен долгосрочный проект «Лаборатория неживой природы».
В группах среднего дошкольного возраста дети знакомились с объектами живой природы: растения и животные как живые организмы их многообразие и приспособление к окружающей среде, изучали характерные особенности сезонов. Изучали объекты неживой природы, экспериментировали со светом, знакомились со свойствами магнита. Изучали органы чувств человека, свойства знакомых материалов – стекла, металла, резины, пластмассы. Реализовывались следующие проекты: «Чудеса, опыты, эксперименты», «Занимательные опыты и эксперименты», краткосрочные проекты «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Маленькие огородники».
В группах старшего дошкольного возраста дети изучали характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы), экспериментировали с воздухом, водой песком, светом, магнитами. Знакомились с электричеством, понятием космос. Проводилась проектная деятельность по темам: долгосрочные - «Защитники природы», «Удивительное рядом», краткосрочные - «Я человек», «Космос», «Природные зоны Земли».
В подготовительных группах дети расширяли и закрепляли знания о живой и неживой природе, о природно-климатических зонах и их характерных особенностях. Познакомились с процессом эволюции. Продолжали экспериментирование с воздухом, светом, магнитами, электричеством, звуком. Проводилась проектная деятельность: «Мастерская природы», «Детский сад моей мечты», краткосрочные – «Растения нашего края», «Растения – фитотерапевты», «Лесная аптека», «Метеобюро – «Народные приметы», «Отрезки времени», «Космос», «Волшебные превращения».
Творческая лаборатория: учимся творить и говорить
Ребёнок дошкольного возраста активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия.
Исследовательская деятельность детей может стать одной из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно- образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), схемы и т.п.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
В рамках реализации регионального проекта «PRE-SCHOOL - стандарт детского сада» в дошкольном отделении МБОУ Одинцовской гимназии №2 проходили тематические недели "Творческая лаборатория: учимся творить и говорить». Во всех группах, проводились занятия на развитие творческих способностей дошкольников. Подчиняясь вдохновению, дети познавали мир, учились нестандартно мыслить, замечая детали и выделяя главное.
Воспитатели проводили мастер-классы по темам: «Эбру – рисование по водной глади», «Путешествие в песочную страну», «В мире - Пластилинография». В группах проведены проекты «Конструирование и ручной труд в детском саду», «Маленькая Принцесса». Развлечения среди воспитанников детского сада по темам: «КВН: живопись и музыка» для старшего дошкольного возраста, творческие конкурсы «Литературная гостиная», «Мы помним и чтим» и т.д.
Проведены семинары-практикумы для родителей воспитанников на тему: «Развиваем творческие способности ребёнка», «Гениями не рождаются – гениями становятся», «Творчество как отражение внутреннего мира ребенка».
Спортивная карусель: движение и здоровье
Цель проекта облегчить переход ребенка в школу, дать ему все нужные знания и выстроить преемственность образовательных учреждений: – знакомство с учителем физкультуры
– проведение занятий по физической культуры в ДО учителем физической культуры
– весёлые старты в школе
– совместные мероприятия
– встречи с выпускниками начальной школы
– мастер классы
– здоровые педагоги – здоровые дети!
– взаимодействие с родителями
В детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребёнка. В рамках регионального проекта PRE-SCHOOL проводились тематические недели «Спортивная карусель: движение и здоровье».
Для детей проведен спортивный праздник «Джунгли зовут», участие принимали дети и родители, развлечения «Весёлые старты» между средними группами, «Мы здоровье сбережём» с детьми старшей и подготовительной группы, «День мяча» с детьми младшей группы, «Тяжело в учении, легко в бою» с детьми старшей и средней группы.
На базе Одинцовского лицея №2 прошли соревнования «Папа, мама, я-спортивная семья». Семья нашего воспитанника Артёма Майорова заняла почётное третье место в полуфинале соревнований.
Для педагогов проводены консультации и мастер-классы для воспитателей на темы: «Безопасность на физкультурном занятии», «Использование физкультминутки на занятиях в детском саду», «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя», «Спортивные игры как средство повышения активности детей».
Проведены мастер-классы для родителей: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду», «Продолжаем играть и развиваться дома».
Регулярно оформляется наглядная информация на стендах для родителей:
- «Какой вид спорта выбрать для ребенка»;
- «Шесть родительских заблуждений о морозной погоде»;
- «Укрепляем мышцы спины пресса - формирование правильной осанки»
- «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию детей основ здорового образа жизни».
Взаимодействие детского сада и школы
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе.
Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
В рамках регионального проекта «Подмосковный PRE-SCHOOL: стандарт детского сада» педагогами детского сада и учителями школы была проведена работа направленная на реализацию единой линии развития детей на этапах дошкольного и школьного образования, которая предала педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, помогла воспитать положительное отношение дошкольников к школе.
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя проведение различных совместных мероприятий.
Проходили тематические недели «Взаимодействие детского сада и школы», реализовались совместные проекты, организовывали выставки детского творчества, проходили мероприятия по обмену опытом. В конце учебного года была проведена совместная викторина «Планета STEM», в ходе которой воспитанники детского сада и ученики начальной школы продемонстрировали свои знания по STEM-образованию.
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
Специально для родителей были оформлены папки "Скоро в школу" в группах, где они могли найти полезную информацию.
В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Что такое подготовка к школе?» «Портрет первоклассника», памятки «Портрет будущего первоклассника»
Были проведены родительские собрания. В сентябре прошло родительское собрание «Школа будущего первоклассника».
Реализуя регионального проекта «Подмосковный PRE-SCHOOL: стандарт детского сада» проводилась работа по профориентации школьников. С целью оказания поддержки ученикам старших классов в выборе будущей профессии был проведен «День открытых дверей», беседы, круглые столы, где старшеклассники познакомились с профессиями «воспитатель», «учитель-логопед», «педагог-психолог», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре». Школьники с удовольствием приходят в детский сад, участвуют в проведении образовательной и игровой деятельности дошкольников. Проводятся совместные выставки и конкурсы, где ученики старших классов помогают малышам справиться с поставленными задачами и оказывают им посильную помощь. В результате старшеклассники знакомятся с условиями и спецификой работы в детском саду, что несомненно поможет им в выборе будущей профессии.
Наш детский сад принял участие и победил, заняв I место, в региональном конкурсе видеороликов - презентаций развивающей предметно - пространственной среды «Детский сад -мир чудес», организатором которого является АСОУ (ссылка на видеоролик https://youtu.be/P8B5aHLOhoA).
Целью конкурса - было выявление, обобщение и распространение инновационного опыта работы образовательных организаций Московской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Данный конкурс направлен на решение задач стимулирования обновления развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными тенденциями дошкольного образования, развития сетевого взаимодействия в процессе трансляции передавлено опыта дошкольного образования как ресурса развития образовательной системы, анализа и общественной оценки уровня качества условий ДОО.
Наши педагоги, создавая развивающую среду, старались оформить групповые помещения, учитывая особенности детей, посещающих группы. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. Родители также не остались в стороне. Они помогли в оснащении режиссёрских игр, творчески подошли к делу. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, РППС групп постоянно обогащается. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса.