Система научно-методического обеспечения
Наличие системы научно-методического обеспечения МАДОУ детского сада №83 общеразвивающего вида
Приоритетной целью научно-методической работы в МАДОУ детском саду №83 общеразвивающего вида является обеспечение качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Научно-методическая деятельность направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования, путем совершенствования программно-методического сопровождения основной образовательной программы учреждения, а также научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса.
Формы научно-методической работы в детском саду направлены, прежде всего, на вовлечение воспитателей в разработку и внедрение значимых и актуальных для детского сада современных технологий взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Выполняя задачи годового плана, педагоги организуют совместное участие в семинарах, педсоветах, праздничных мероприятиях, разрабатывают методические рекомендации, памятки, выступают с докладами, презентациями перед родителями и коллегами.
За период с 2021 по 2023 годы проведены семинары по темам:
«Педагогическое партнерство – фактор сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников»;
«Речевое развитие дошкольников в различных видах деятельности»;
«Эффективные методы и приемы в работе по формированию фонетической стороны речи у дошкольников»;
«Использование ИКТ в образовательном процессе»;
«Мотивация учебной деятельности дошкольников»;
«Детское экспериментирование».
Для педагогов Одинцовского муниципального района были проведены семинары, мастер-классы:
Мастер-класс «Комплексное развитие эмоциональных, познавательных, коммуникативных качеств через музыкальные игры», музыкальный руководитель Шестопалова М.В.;
Мастер-класс «Игры, способствующие развитию речи дошкольников, их представлению об окружающем мире в совместной партнерской деятельности с взрослыми», воспитатель Можаева Н.П.;
Мастер-класс «Создание мультипликационных фильмов», воспитатель Якубович Е.В.;
Семинар-практикум «Современные подходы к содержанию и организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО», педагог психолог Посемейнова И.А.;
Семинар «Использование современных педагогических технологий в ДОУ», воспитатель Драница Ю.К.
Организуя методическую службу, детский сад сотрудничает с методическим центром УМЦ «Развитие образования», который организует повышение квалификации педагогов на курсах и семинарах таких как:
«Традиционные и инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей в условиях реализации ФГОС»;
«Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС».
Важно отметить, что научно-методическая работа не только удовлетворяет потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, но и решает сугубо индивидуальные для образовательного процесса задачи посредством разработки и внедрения в практику инновационных дидактических и методических решений.
Очевидно, что эффективная организация научно-методического обеспечения требует и адекватного управленческого сопровождения. Научно-методическая работа в учреждении включается в годовой план и предусматривает использование разнообразных форм деятельности с педагогами. Для обеспечения научно-методической работы в детском саду создаются рабочие группы по решению конкретных задач, реализации коллективных проектов.
Одной из форм научно-методической работы в нашем детском саду является проведение совещаний, районных методических объединений (РМО):
2014 год – РМО «Формирование у детей навыков безопасного поведения на прогулке»:
- выступление «Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице», старший воспитатель Джула Е.П.;
2015 год – РМО «Особенности организации с окружающим и развитию речи в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми»:
- выступление «Особенности организации с окружающим и развитию речи в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми» (из опыта работы МАДОУ детского сада №83 общеразвивающего вида), старший воспитатель Джула Е.П.;
- проведение организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми 4-5 лет «Откуда берется хлеб», воспитатель Елхова В.В.
- проведение организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе «Воздух», воспитатель Драница Ю.К.;
- проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию дошкольников во второй младшей группе «Путешествие на воздушном шаре», воспитатель Якубович Е.В.;
- проведение организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Дикие животные русских лесов», воспитатель Шмуликова В.В.
2017 год – совещание старших воспитателей «Повышение уровня профессиональной компетенции современных воспитателей ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий»:
- выступление «Освоение и внедрение современных образовательных технологий в дошкольном образовании», старший воспитатель
Джула Е.П.,
- проведение организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Остров сокровищ», инструктор по физической культуре Строгонова Е.А.;
- проведение КВН в старшей группе «Я расту, я могу, я умею!», воспитатель Сауляк Т.М.;
- проведение организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Мир звуков с Наурашей», воспитатель Губанова О.В.;
- выступление «Использование ИКТ в работе с дошкольниками», воспитатель Винокурова О.В.;
- выступление «ИКТ – компетентность современного воспитателя в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога», воспитатель Шмуликова В.В.;
- выступление «Волшебный мир мультипликации», воспитатель Айрапетян Л.М.
Старший воспитатель МАДОУ детского сада №83 общеразвивающего вида Джула Е.П. являлась руководителем районного методического объединения и школы передового педагогического опыта в 2014 – 2015 учебном году по теме «Развитие речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности».
Педагог-психолог МАДОУ детского сада №83 общеразвивающего вида Посемейнова И.А. с 2014 года по настоящее время является экспертом по аттестации педагогических работников муниципальных и частных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность.
Система научно-методического обеспечения в МАДОУ детском саду №83 общеразвивающего вида способствует организации образовательного процесса, привлечению внимания педагогической общественности к опыту работы детского сада в инновационном режиме.
Педагоги представляют свой опыт работы на научно-практических, педагогических конференциях и других мероприятиях проходящих как в Одинцовском муниципальном районе, так и за его пределами:
2014 год - Августовская педагогическая конференция Одинцовского муниципального района «Стратегические ориентиры системы образования Одинцовского муниципального района»:
- представление дошкольного образования (информационные площадки) «Интерактивные технологии развития дошкольников», заведующий Горбаткина О.В., старший воспитатель Джула Е.П.;
2015 год – Научно - практическая конференция (г. Москва, ГОУ ВПО МГОУ) «Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи», воспитатель Сауляк Т.И.;
2016 год – Московский международный салон образования, участие в мероприятиях деловой программы «Новая архитектура образования», заведующий Горбаткина О.В., старший воспитатель Джула Е.П.
Коллектив МАДОУ детского сада №83 общеразвивающего вид активно участвует в профессиональных конкурсах на различных уровнях:
2015 год – серебряная медаль за победу во Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» за актуализацию проблемы поиска эффективных средств интеллектуального и творческого развития детей и проект «Умники и умницы».
2016 год - победители областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области 2016 года. Цель которого: создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленного на повышение мотивации у современного дошкольника к познанию окружающего мира с использованием информационных коммуникационных технологий в детской реабилитационной практике.
2016 год - МАДОУ детскому саду №83 общеразвивающего вида присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области.
2017 год – МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида стал лауреатом-победителем в «Открытом публичном Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций».
Выбирая оптимальную систему как методической, так и научно-методической работы в детском саду, мы учитываем:
- годовые задачи педагогического коллектива;
- результаты изучения педагогической деятельности воспитателей в ДОУ и выявленные затруднения, которые они испытывают в работе с детьми;
- количественный и качественный состав педагогического коллектива;
- имеющиеся в коллективе традиции, приоритетные направления деятельности;
- наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной деятельности.
Научно-методическая работа в нашем детском саду реализуется в следующих направлениях:
- работа педагогического коллектива над общей темой (проблемой);
- работа методических объединений;
- исследовательская работа педагогов, публикации;
- проведение практических семинаров и конференций;
- работа с молодыми специалистами, воспитателями; система курсовой подготовки педагогов;
- участие членов педагогического коллектива в профессиональных конкурсах, смотрах;
- работа по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса и развивающих сред в группах;
- работа с официальным сайтом образовательной организации и др.
Благодаря проделанной работе в коллективе улучшился психологический климат, выросла творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.
Научно-методическую работу в ДОУ можно определить как синтез двух процессов: научно-исследовательского и методического, направленных на осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, поддержку, координацию инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов, процесса развития ДОУ.