143011, Московская область, г.Одинцово, ул.Чикина д.19
Телефон: 8 (495) 591-6251; 8 (495) 591-1414;

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья

 Коррекционно-развивающая деятельность в нашем детском саду представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты. 

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники и администрация детского сада.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Единый комплекс совместной коррекционно-развивающей работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие речевой, эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, групповые формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка.

        

Логопедическая  работа в течение 2019-2020 учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в детском саду».

    За учебный год учителем-логопедом были проведены следующие виды работ:

- обследование речи детей;

-участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;

-индивидуальное консультирование родителей и воспитателей;

-исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников.

I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее

направление.

        В сентябре  2019  года  было  проведено углубленное логопедическое обследование детей зачисленных на коррекционные занятия с учителем-логопедом ДОУ. На основании результатов  логопедического обследования всех компонентов речи заполнены речевые карты и составлены индивидуальные коррекционные планы на каждого воспитанника. На детей с ОВЗ были разработаны адаптированные программы. По результатам логопедического обследования и тяжести речевого дефекта было сформировано расписание индивидуальных и подгрупповых занятий. Также были сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились не менее 2-3 раза в неделю индивидуально и с каждой подгруппой. В апреле и мае 2020 года с детьми проводились индивидуальные онлайн занятия.

    Логопедическая работа велась на основе перспективного плана, рабочей программы коррекционной работы, адаптированной рабочей программы для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи составленными  на учебный год.

    В течение года на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом  занималось 32 ребенка:

- ОНР 3 ур – 3 ребенка;

- ОНР 3 ур. д.к. – 1 ребенок;

- ОНР 4 ур.  – 1 ребенок;

- ФФН – 11 детей;

- ФФН, д.к. – 2 ребенка;

- ФН – 9 детей;

- ФН, д.к. – 3 ребенка;

- СНР — 2 ребенка.

    В конце учебного года  выпущен  31 ребенок с логопедическими заключениями:

- речь в  норме - 28 детей;

- ФФН - 1 ребенок;

- ФН – 2 ребенка.

     На повторный коррекционный курс по причине речевого нарушения (ОНР),  оставлен -  1 ребёнок.

       С детьми средних и старших групп проводились групповые занятия по:

-развитию артикуляционной моторики;

-развитию мелкой моторики;

-формированию лексико - грамматических категорий.

      

Результативность коррекционной работы

за 2017-2020 учебные годы

Год

Количество детей

зачисленных на логопедические занятия

Количество детей с чистой

речью

Количество детей на контроль учителя-логопеда в школе

Количество детей оставшихся на 2 год обучения

2017-2018

35

31 (88 %)

2 (6 %)

 2 (6 %)

2018-2019

34

30 (89 %)

3 (8 %)

1 (3 %)

2019-2020

32

28 (88 %)

3 (9 %)

1 (3 %)

Итого:

101

89 (88 %)

8 (8%)

 4 (4 %)

  С целью выявления детей с речевыми  нарушениями  в течение  года было обследовано 225  детей  в возрасте от 3 до 7 лет.    Из них:

-54 ребёнка  имеет норму речевого развития,

-171  ребенок имеет нарушения речи.   Из них:

-ОНР 1 ур. –1 ребенок;

-ОНР 2 ур. д.к. – 1 ребенок;

-ОНР 3 ур. – 5 детей;

-ОНР 3 ур. д.к. – 3 ребенка;

-ОНР 4 ур. – 2 ребенка;

-ФФН - 32 ребенка;

-ФФН д.к. – 15 детей;

-ФН – 79 детей;

-ФН д.к.- 25 детей;

-Системное  недоразвитие  речи- 8 детей.

    Результативность логопедического обследования

Год

Количество

обследованных детей

Количество детей с нормой речевого развития

Количество детей с речевыми нарушениями

2017-2018

220

67

153

2018-2019

233

60

173

2019-2020

225

54

171

Итого:

678

181

497

    Результаты обследования внесены в журнал первичного  обследования.  12 детей 3-6 лет были направлены на территориальную ТПМПК в МКОУ ОРЦ «Сопровождение», с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. В д/с № 40 зачислен -  1 ребенок.

    По решению ПМПК от 23  января  2020 года на 2020-2021 учебный год зачислено на логопедические занятия  25 детей  с различными речевыми нарушениями и 10 детей поставлено в очередь.

    Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.

    Таким образом, ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями различной формы и степени тяжести, а так же растет количество дошкольников с нарушениями психического развития. Количество детей, выпущенных с речевой  нормой и со значительно улучшенной речью уменьшается. Наряду с этим логопедическая служба детского сада организована таким образом, что позволяет своевременно выявить детей, имеющих различные нарушения речи, осуществить коррекционную логопедическую помощь детям в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы. Определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.

II. Консультативное направление.

    В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем. В группах ДОУ оформлялись методические стенды и папки-передвижки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-развивающей работе по развитию речи ребёнка.

    Для воспитателей детского сада были проведены консультации:

-«Знакомим детей с фразеологизмами»;

-«Игры способствующие формированию словаря и грамматического строя речи».

   В течение года  проводились  индивидуальные консультации с родителями   запланированные и по запросам. На каждый запрос родителей (зачисление на занятии с учителем-логопедом, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.)  даны рекомендации и советы.

III. Методическая работа.

1.  В сентябре 2019 г. защитила своей проект на Премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

2.  В течение всего учебного года посещала семинары, районные методические объединения, открытые логопедические занятия для логопедов при МКОУ ОРЦ Сопровождение.  

3. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, осуществлялось знакомство с инновационными технологиями, опытом работы практикующих логопедов.                                                                                                                               4.  Закончила курсы повышения  квалификации: с 10 декабря 2019 г. по  13 января 2020 г. на тему: «Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 144 часа; с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. «Современное состояние и актуальные проблемы логопедии», 108 часов.

5. Создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете: пособия и игры по теме самообразования, пополнение электронного банка методической литературой.               

6.Систематически осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, консультаций, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.                                                                                                                        

7. На стенд «Советы логопеда» и сайт детского сада периодически размещалась информация для родителей на разные темы.

8. В декабре 2019 г. принимала участие в составе жюри, в конкурсе чтецов «Наследники победы».

9. В течение года проводилась работа над проектами: «Умные пальчики - красивая речь» и «Развитие межполушарного взаимодействия при формировании графомоторных навыков у детей 6-7 лет».

10. В течение всего учебного года принимала участие в  вебинарах, конкурсах  на разные темы.

11. В апреле и мае 2020 г. проводились индивидуальные  онлайн-занятия с детьми и консультации с родителями.

IV. Документация.

    В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-График работы и циклограмма рабочей недели;

-Список детей, зачисленных на логопедические занятия;

-Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;

-Речевые карты и индивидуальные планы коррекции речевых нарушений на каждого ребёнка;

-Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год;

-Адаптированная программа коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год;

-Перспективный план учителя-логопеда на учебный год;

-Тетрадь  посещения детьми логопедических занятий;

-Журнал взаимодействия учителя-логопеда с педагогами;

-Журнал взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

    Таким образом, логопедическую коррекционно-развивающую работу в детском саду за прошедший год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи решены, намеченные цели достигнуты.



Яндекс.Метрика

Создание и техническая поддержка сайтов