Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья
Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая деятельность в нашем детском саду представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты.
В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники и администрация детского сада.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Единый комплекс совместной коррекционно-развивающей работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие речевой, эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, групповые формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка.
Логопедическая работа в течение 2019-2020 учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в детском саду».
За учебный год учителем-логопедом были проведены следующие виды работ:
- обследование речи детей;
-участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;
-индивидуальное консультирование родителей и воспитателей;
-исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников.
I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее
направление.
В сентябре 2019 года было проведено углубленное логопедическое обследование детей зачисленных на коррекционные занятия с учителем-логопедом ДОУ. На основании результатов логопедического обследования всех компонентов речи заполнены речевые карты и составлены индивидуальные коррекционные планы на каждого воспитанника. На детей с ОВЗ были разработаны адаптированные программы. По результатам логопедического обследования и тяжести речевого дефекта было сформировано расписание индивидуальных и подгрупповых занятий. Также были сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились не менее 2-3 раза в неделю индивидуально и с каждой подгруппой. В апреле и мае 2020 года с детьми проводились индивидуальные онлайн занятия.
Логопедическая работа велась на основе перспективного плана, рабочей программы коррекционной работы, адаптированной рабочей программы для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи составленными на учебный год.
В течение года на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-логопедом занималось 32 ребенка:
- ОНР 3 ур – 3 ребенка;
- ОНР 3 ур. д.к. – 1 ребенок;
- ОНР 4 ур. – 1 ребенок;
- ФФН – 11 детей;
- ФФН, д.к. – 2 ребенка;
- ФН – 9 детей;
- ФН, д.к. – 3 ребенка;
- СНР — 2 ребенка.
В конце учебного года выпущен 31 ребенок с логопедическими заключениями:
- речь в норме - 28 детей;
- ФФН - 1 ребенок;
- ФН – 2 ребенка.
На повторный коррекционный курс по причине речевого нарушения (ОНР), оставлен - 1 ребёнок.
С детьми средних и старших групп проводились групповые занятия по:
-развитию артикуляционной моторики;
-развитию мелкой моторики;
-формированию лексико - грамматических категорий.
Результативность коррекционной работы
за 2017-2020 учебные годы
Год |
Количество детей зачисленных на логопедические занятия |
Количество детей с чистой речью |
Количество детей на контроль учителя-логопеда в школе |
Количество детей оставшихся на 2 год обучения |
2017-2018 |
35 |
31 (88 %) |
2 (6 %) |
2 (6 %) |
2018-2019 |
34 |
30 (89 %) |
3 (8 %) |
1 (3 %) |
2019-2020 |
32 |
28 (88 %) |
3 (9 %) |
1 (3 %) |
Итого: |
101 |
89 (88 %) |
8 (8%) |
4 (4 %) |
С целью выявления детей с речевыми нарушениями в течение года было обследовано 225 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них:
-54 ребёнка имеет норму речевого развития,
-171 ребенок имеет нарушения речи. Из них:
-ОНР 1 ур. –1 ребенок;
-ОНР 2 ур. д.к. – 1 ребенок;
-ОНР 3 ур. – 5 детей;
-ОНР 3 ур. д.к. – 3 ребенка;
-ОНР 4 ур. – 2 ребенка;
-ФФН - 32 ребенка;
-ФФН д.к. – 15 детей;
-ФН – 79 детей;
-ФН д.к.- 25 детей;
-Системное недоразвитие речи- 8 детей.
Результативность логопедического обследования
Год |
Количество обследованных детей |
Количество детей с нормой речевого развития |
Количество детей с речевыми нарушениями |
2017-2018 |
220 |
67 |
153 |
2018-2019 |
233 |
60 |
173 |
2019-2020 |
225 |
54 |
171 |
Итого: |
678 |
181 |
497 |
Результаты обследования внесены в журнал первичного обследования. 12 детей 3-6 лет были направлены на территориальную ТПМПК в МКОУ ОРЦ «Сопровождение», с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. В д/с № 40 зачислен - 1 ребенок.
По решению ПМПК от 23 января 2020 года на 2020-2021 учебный год зачислено на логопедические занятия 25 детей с различными речевыми нарушениями и 10 детей поставлено в очередь.
Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.
Таким образом, ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями различной формы и степени тяжести, а так же растет количество дошкольников с нарушениями психического развития. Количество детей, выпущенных с речевой нормой и со значительно улучшенной речью уменьшается. Наряду с этим логопедическая служба детского сада организована таким образом, что позволяет своевременно выявить детей, имеющих различные нарушения речи, осуществить коррекционную логопедическую помощь детям в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы. Определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.
II. Консультативное направление.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем. В группах ДОУ оформлялись методические стенды и папки-передвижки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-развивающей работе по развитию речи ребёнка.
Для воспитателей детского сада были проведены консультации:
-«Знакомим детей с фразеологизмами»;
-«Игры способствующие формированию словаря и грамматического строя речи».
В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями запланированные и по запросам. На каждый запрос родителей (зачисление на занятии с учителем-логопедом, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы.
III. Методическая работа.
1. В сентябре 2019 г. защитила своей проект на Премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
2. В течение всего учебного года посещала семинары, районные методические объединения, открытые логопедические занятия для логопедов при МКОУ ОРЦ Сопровождение.
3. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, осуществлялось знакомство с инновационными технологиями, опытом работы практикующих логопедов. 4. Закончила курсы повышения квалификации: с 10 декабря 2019 г. по 13 января 2020 г. на тему: «Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 144 часа; с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. «Современное состояние и актуальные проблемы логопедии», 108 часов.
5. Создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете: пособия и игры по теме самообразования, пополнение электронного банка методической литературой.
6.Систематически осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, консультаций, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
7. На стенд «Советы логопеда» и сайт детского сада периодически размещалась информация для родителей на разные темы.
8. В декабре 2019 г. принимала участие в составе жюри, в конкурсе чтецов «Наследники победы».
9. В течение года проводилась работа над проектами: «Умные пальчики - красивая речь» и «Развитие межполушарного взаимодействия при формировании графомоторных навыков у детей 6-7 лет».
10. В течение всего учебного года принимала участие в вебинарах, конкурсах на разные темы.
11. В апреле и мае 2020 г. проводились индивидуальные онлайн-занятия с детьми и консультации с родителями.
IV. Документация.
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
-График работы и циклограмма рабочей недели;
-Список детей, зачисленных на логопедические занятия;
-Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
-Речевые карты и индивидуальные планы коррекции речевых нарушений на каждого ребёнка;
-Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год;
-Адаптированная программа коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год;
-Перспективный план учителя-логопеда на учебный год;
-Тетрадь посещения детьми логопедических занятий;
-Журнал взаимодействия учителя-логопеда с педагогами;
-Журнал взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Таким образом, логопедическую коррекционно-развивающую работу в детском саду за прошедший год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи решены, намеченные цели достигнуты.