143005, Московская область, г.Одинцово, ул.Чикина д.19
Телефон: 8 (495) 591-6251; 8 (495) 591-1414;

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья

Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья

 Коррекционно-развивающая деятельность в нашем детском саду представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты. 

В нашем учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники и администрация детского сада.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Единый комплекс совместной коррекционно-развивающей работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие речевой, эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, групповые формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка.

         В детском саду учителем-логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии устной речи. Имеется специально оборудованный кабинет, оснащенный достаточным количеством дидактических пособий, демонстрационным и раздаточным материалом, педагогической литературой.

Логопедическая работа в течение учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в детском саду».

За учебный год учителем-логопедом были проведены следующие виды работ:

-обследование речи детей;

-участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;

-индивидуальное консультирование родителей и воспитателей;

-исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников.

Логопедическая работа велась на основе перспективного плана и рабочей программы коррекционной работы, составленной на учебный год.

Основной формой организации коррекционной работы является индивидуальная деятельность. С детьми имеющими сложные нарушения речи проводится подгрупповая деятельность.

В работе учителя-логопеда предусмотрено время для проведения индивидуальных консультаций с родителями и воспитателями.

На протяжении учебного года было обследовано 220 детей.  Из них: 67  детей  имеют норму речевого развития, 153 ребенка имеют нарушения речи. Из них: ОНР 1 ур.- 1 ребенок; ОНР 2 ур. – 2 ребенка; ОНР 3 ур. –3 ребенка; ОНР 3 ур. д.к. – 6 детей; ОНР 4 ур. – 3 ребенка; ФФН - 17 детей; ФФН д.к. – 14 детей; ФН – 81 ребенок; ФН д.к.- 19 детей; Заикание – 2 ребенка; СНР- 5 детей.

По решению ПМПК от 26 марта 2018 года на 2018-2019 учебный год зачислено на логопедические занятия 24 ребенка с различными речевыми нарушениями и 10 детей поставлено в очередь.

В текущем году на коррекционно-развивающих  занятиях занималось 35 детей  с речевой патологией.  Из них: ОНР  3 ур. - 1; ОНР 4 ур. – 3; ФФН, д.к. - 4; ФФН - 4; ФН, д.к. - 3; ФН - 20 детей.

В конце учебного года  выпущено 33 ребёнка с логопедическими заключениями:  речь в  норме  - 31 ребенок;  ФН, д.к. -  2  ребенка.

На повторный коррекционный курс по причине речевого нарушения (ОНР)  оставлено -  2 ребёнка.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.

Количество детей с нарушениями речи

Таким образом, ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями различной формы и степени тяжести. Количество детей, выпущенных с речевой  нормой и со значительно улучшенной речью уменьшается.

Наряду с этим логопедическая служба детского сада организована таким образом, что позволяет своевременно выявить детей, имеющих различные нарушения речи, осуществить коррекционную логопедическую помощь детям в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы. Определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.

В ноябре 2017 года представлен опыт работы учителя-логопеда на РМО воспитателей  на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». Показан мастер-класс на педсовете в ноябре 2017 г. на тему: «Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда».  В декабре 2017 г. показано открытое занятие для детей средней группы на тему: «Красная шапочка». В феврале 2018 г. показано открытое занятие для детей подготовительной  группы на тему: «Альпинисты».

В нашем детском саду работает кабинет психолога, который оснащен всем необходимым оборудованием и материалами. Основные направления деятельности педагога-психолога в детском саду: психодиагностика, психологическая профилактика, психокоррекция и психологическое просвещение.

 Коррекционно-развивающее направление включает: организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций.

Таким образом, ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями различной формы и степени тяжести. Количество детей, выпущенных с речевой  нормой и со значительно улучшенной речью уменьшается.

Наряду с этим логопедическая служба детского сада организована таким образом, что позволяет своевременно выявить детей, имеющих различные нарушения речи, осуществить коррекционную логопедическую помощь детям в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы. Определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.

В ноябре 2017 года представлен опыт работы учителя-логопеда на РМО воспитателей  на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». Показан мастер-класс на педсовете в ноябре 2017 г. на тему: «Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда».  В декабре 2017 г. показано открытое занятие для детей средней группы на тему: «Красная шапочка». В феврале 2018 г. показано открытое занятие для детей подготовительной  группы на тему: «Альпинисты».

В нашем детском саду работает кабинет психолога, который оснащен всем необходимым оборудованием и материалами. Основные направления деятельности педагога-психолога в детском саду: психодиагностика, психологическая профилактика, психокоррекция и психологическое просвещение.

 Коррекционно-развивающее направление включает: организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие 

эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка; психокоррекцию поведения.

         Информационно–просветительское направление предусматривает различ-ные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный мате-риал, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей).

         В своей работе педагог-психолог использует комплексную программу психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой, программу А.С.Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Диагностика детей проводится по программе Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду». В ней используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности и особенности личностной сферы.

Показатели адаптации вновь прибывших детей  2017-2018 учебный год

Адаптационный процесс у вновь прибывших в детский сад детей прошел успешно.  Легкую степень адаптации имеют  94%  детей, среднюю степень адаптации – 6% .