143005, Московская область, г.Одинцово, ул.Чикина д.19
Телефон: 8 (495) 591-6251; 8 (495) 591-1414;

Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе

Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе

В настоящее время педагоги нашего детского сада интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В нашем образовательном учреждении используются следующие технологии:

                  Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Методы здоровье сберегающих технологий:

- фронтальный,

- групповой,

- практический,

- игровой,

- соревновательный,

- индивидуальных занятий.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. 

                                                                              Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги  нашего детского сада активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников и отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Сущность проектной деятельности состоит в создании готового продукта, ребенок видит конкретный результат своей деятельности.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

             1.1.     Опыты (экспериментирование)

             1.2.       Коллекционирование (классификационная работа) 

            1.3.     Путешествие по карте

           1.4.     Путешествие по «реке времени»

 

                                                           Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

      - беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

- ситуации;

- трудовые поручения, действия.

                                                                                  Информационно-коммуникационные технологии

Цель: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы,  средства взаимодействия человека с внешней средой.

Сегодня обучение воспитанников не возможно, представить без внедрения информационных технологий.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

            - идти в ногу со временем,

            - стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

            - наставником в выборе  компьютерных программ,  

            - сформировать основы информационной культуры его личности,

             - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

        Сегодня обучение воспитанников не возможно представить без внедрения информационных технологий. Педагогам открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, тересных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
       Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

                                                                            Игровая технология

Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игра – активный метод обучения.   Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология портфолио дошкольника

Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса, достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Преимуществом данной технологии является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольник, педагогов и родителей, коллег, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
  •  Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В нашем детском саду технология «Портфолио дошкольника» используется во всех возрастных группах. Для нас очень важны успехи, удачи, личные достижения  наших воспитанников.

               Технология предметно – пространственной среды

Цель: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. В нашем учреждении предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества детей.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.                             

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках!