143005, Московская область, г.Одинцово, ул.Чикина д.19
Телефон: 8 (495) 591-6251; 8 (495) 591-1414;

Инновации в образовании

         

Развивающееся ДОУ – это ДОУ, в котором объектом управления является инновационный процесс. Педагог в развивающемся ДОУ отличается от педагога, работающего в функционирующем режиме, так как он работает в режиме инновационного поиска, ему приходится менять психологию, мышление, пробуждать идеи инноватики у других.

Н.В. Микляева

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.

Что же такое ИКТ?

         Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

          Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами нашего детского сада:

1.      Ведение документации.

        В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

 

       Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2.      Методическая работа, повышение квалификации педагога.

       В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

      Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

  

      Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

     Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.

3.      Воспитательно – образовательный процесс.

Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:

- организацию оргаизованной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1.      Занятие с использованием интерактивной доски

        Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

        Наш опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях – Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях.

 

2. Занятия с использованием интерактивного стола

        Интерактивный стол – также несёт в себе развивающие и образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных функций. Интерактивный стол педагоги используют как в индивидуальных, так и в групповых формах работы. Работая в группе, дети учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями. Происходит развитие коммуникативных способностей. Очень хорошо стол развивает моторику руки.

  

3. Занятия с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

         Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» - это игровой мультимедийный продукт для дошкольников с использованием датчиков в качестве контроллеров.

         В игровой форме вместе с главным героем дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, узнают о пульсе, заглядывают в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры также увлекательны и интересны взрослым.

        

Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы делаем игру живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. При этом Наураша, мультипликационный герой, общается с ребенком, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на действия маленького экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии.

4. Занятия с использованием интерактивного комплекса (интерактивный пол, интерактивные панели)

        Интерактивные панели – это база, основа, в которую можно загружать различное обучающее наполнение и видеографику.

        Педагог может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитацией  любого пространства, соответствующего поставленным задачам: поверхности земли в разные времена года, географические особенности поверхности земли, танцевальные поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие поверхности.

       Кроме того, интерактивные панели – эффективное решение для реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

      

 Широкий потенциал возможностей позволяет использовать их в составе комплексной терапии для мотивации детей к движению и взаимодействию друг с другом. Основная цель применения этой технологии – стимулировать двигательные функции ребенка в процессе игры с яркими спецэффектами на поверхности панелей.

  

Использование интерактивных панелей позволяет педагогам:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы;

- способствовать адаптации ребенка к новым условиям;

- позволять в игровой форме познавать мир;

- помогать ребенку быстро ориентироваться в пространстве;

- создавать благоприятный эмоциональный фон.

       Детей впечатляет действо, ведь технология общения с помощью интерактивных панелей не оставляет никого равнодушными.

5. Занятия с использованием средств мультипликации

       Также детский сад продолжает активно внедрять средства мультипликации в воспитательно-образовательный процесс.

       Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

 

       С  созданными мультипликами вы можете ознакомиться на сайте нашего детского сада в разделе Видеогалерея.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Поэтому, для реализации творческого потенциала дошкольников, в нашем образовательном учреждении успешно работает кружок робототехники, которым руководит педагог высшей квалификационной категории Айрапетян Луиза Максимовна. Педагог сама освоила это творческое  направление и охотно делится своими знаниями с коллегами. Более полную информацию по данному направлению работы Вы можете получить перейдя по ссылке.

    

       Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2.      Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.      Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

В конце хочется добавить, что информатизация образовательного процесса — это лишь средство в руках педагога. Ни одна компьютерная технология, какой бы она ни была эффективной, не заменит живого общения с детьми, общения глаза в глаза.